Идеалы рококо



Экзотическая тематика

Экзотическая тематика

Паи больший расцвет экзотической, восточной или так называемой ориентальной тематики в искусстве первой половины и середины XVIII в. был связан именно со стилем рококо, так как барокко обращалось лишь к классическому европейскому культурному наследию. В повое искусство проникают мотивы, заимствованные из турецкой, персидской, андийской, но особенно китайской культуры. В древних обычаях, традициях, образе жизни китайцев, в их воздушных пагодах и мостиках, карликовых, живописно и графично распростертых деревьях, художественных шелках и костюмах творцы рокайльного искусства почувствовали поэзию и привлекательность всего необычного. Этому способствовали не только проявляемая в этот период заинтересованность и увлеченность Экзотикой, по и дальнейшее развитие судоходства и торговли с Китаем, распространение в Западной Европе изделий восточных художественных промыслов. Изделия китайских мастеров, завозимые в Европу с начала XVII в. торговыми судами ост-индских компаний, отлично вписывались в общую гармонию стиля рококо.

Особенно в большом количестве поставлялся китайский фарфор, привлекавший европейцев новизной материала и форм, изяществом утонченного, изысканного декора. Собрать коллекцию «ципской» (от англ. China — Китай) продукции значило для магната символизировать свое богатство и значимость в обществе. Китайский фарфор в избытке имелся во дворце Я. К. Брапмцкого в Белостоке, богатой коллекцией китайской керамики славился Ваковский замок Сангушек-Радзивиллов. Удовлетворяя эту страсть аристократии, европейские художники нередко использовали готовые китайские проекты различных предметов декоративно-прикладного искусства. Так, продукция варшавского фарфорового производства, налаженного при короле  А. Понитовском. была навеяна восточными образцами. Восточноазиатская техника осваивалась художниками, благосклонно воспринималась заказчиками. В отделку дворцовых интерьеров вносятся изображения экзотических восточных пейзажей, пагод, драконов, фениксов, павлинов, обезьян, верблюдов и т. п. Возникает специфическое «китайское» ответвление стиля рококо. Новым в оформлении интерьеров явилось использование заимствованных из Китая бумажных обоев.

Освоение декоративного арсенала искусства Востока в русле стиля рококо особенно интенсивно проходило во Франции, Голландии, Германии и Англии. Одновременно интерес к искусству экзотического Востока проявляется в Речи Посполитой и России. Владельцы дворцов считали своим долгом устроить «китайский зал», обставленный мебелью и отделанный деревянными панелями лаковой работы. Ряд китайских покоев и столовая с зеленой обивкой и лаковыми китайскими панелями с золотыми человечками и деревьями имелись во дворце Я. К. Браппцкого в Белостоке. Красно-золотые напели, выполненные в восточном стиле художником Г. паи Бронкхорстом, украшали стены лакового кабинета дворца Монплезир в Петергофе. Здесь имелся и специальный Китайский зал, покрытый лаковыми панелями на сюжеты «страны восходящего солнца», на консолях были размещены изделия из китайского, японского и саксонского фарфора. Черный с золотом Китайский зал был создан в Большом Екатерининском дворце в Царском Селе, все внутреннее, убранство которого было проникнуто духом рококо. Краснодеревщики П. Гог и Г. Гильдебрандт из г. Бауска резцом, словно кистью художника, создают средствами интарсии восхитительные китайские сценки на шкафе-бюро из экспозиции Музея истории города Риги и мореходства.

Влечение к фантастике, экзотике находило отражение в декоративных росписях и театральных постановках «волшебных» опер и сказок-трагикомедий. Негритята — дети рабов участвовали в балетах театра Радзивиллов в Слуцке. Владельцы дворцов и роскошных особняков стремились непременно заиметь арабчопка или негритенка к себе в прислугу. Рокайльную живопись отличает широкое использование экзотических сюжетов, специфического пейзажа, различных восточных атрибутов. Светская дама Франтииша Изабелла Флеминг на картине Сильвестра Младшего (ГХМ БССР) не только имеет перед собой преклоненного негритенка, по и держит на руке попугая — популярного представителя рокайльной экзотики.

На технику, пришедшую на Персии, Турции, Индии, опиралось производство тканей и поясов в Белоруссии. Симбиоз восточных и местных орнаментальных мотивов в ткацкой продукции Слуцкой мануфактуры создает ее руководитель известный мастер Ян Маджарский. Восточная тематика особенно широко представлена в ворсовых коврах местного производства. К привычным растительным формам художники-ткачи добавляют ряд орнаментальных мотивов, заимствованных из персидских и индийских ковров и тканей. Подобным «восточным» заимствованием в шпалерной панели дворца Т. Огинского в Гануте являлось использование вытянутых листьев дробной формы.

Экзотические, навеянные китайским зодчеством постройки с середины XVIII в. возникают во множестве в парках Франции. Страсть к экзотике проявилась и в названиях парковых павильонов: «Чанный домик», «Пагода». Одним из ярких примеров проявления «китайщины» в России является парковый павильон «Грот» в усадьбе Кусково, созданный Ф. С. Аргуновым (1755 1775). Ораниенбаумский Китайский дворец, построенный Л. Рипальди для Екатерины II в 1762-1768 гг., также был создан в русле экзотической ветви рококо.

Тип погодной постройки варьируется и в парковой архитектуре Белоруссии.

Двухъярусная беседка в усадьбе Дорошевичи также была возведена в «китайском» стиле и представляла собой центрическое сооружение на 12 колоннах, несущих балдахинную крышку-пагоду с драперовочно загнутыми краями и флюгером в завершении. Увитая виноградной лозой, она являлась местом отдыха и уединения в одном из отдаленных уголков приусадебного парка с видами на заречные пейзажи Припяти. На литографии XIX в., изображающем усадьбу, посреди паркового водоема расположен лебединый домик в виде китайской пагоды. Элементы восточной экзотики присутствовали в завершениях ряда павильонов в усадьбе Альба близ Песвнжа. Среди многообразия ее парковых сооружений фантастической архитектурно-стилевой трактовкой выделялся павильон в виде многоярусного центрического сооружения, завершенного угловыми башнями напоминающим и мусульманские минареты. Подобной архитектурной формы дворец был возведен в Вильно (архит. М. Шульц. 1757-1759)

Восточная тематика воплощается и в интерьерах дворцовых резиденции. Китайские мотивы были использованы в декоре Китайского кабинета Уяздовского замка в Варшаве (1766). Экзотическими пейзажами были декорированы Рисованный кабинет Голубого дворца в Варшаве, интерьеры замка в Тнжене. Отделку интерьеров с восточной художественной ориентацией использовал наиболее яркий представитель рокайльного искусства Я. Пиллемент первый надворный художник польского короля, имевший широкую строительную практику не только в Польше, но и в Белоруссии. Подражание китайским формам декора встречается и в дворцах Литвы, и в Вишневецком дворце на Украине во дворце Я. К. Браппцкого в Белостоке.

Период рококо явился новым этапом в развитии мебельного искусства. Замечательные художественные достоинства позволяют рассматривать многие предметы обстановки этого времени как произведения высокого искусства и исполнительского мастерства.

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Живопись
Изучение рококо