Идеалы рококо



Интерьер костела кармелитов

Интерьер костела кармелитов

Интерьер костела кармелитов в Глубоком сохранил свою первоначальную объемно-пространственную трактовку XVII в. Своды, плафоны и грани распалубок декорированы лепным еще ренессансным геометрическим орнаментом, В 1735 г. интерьер получил: новое, единое с архитектурой главного фасада оформление. Плоскостные степы украшены пилястрам» и широким карнизным поясом, которые богато декорированы растительным орнаментом с мотивами стилизованных листьев, рокайльными завитками, горельефными изображениями ангелов и маскаронов. Суровый аскетизм интерьера скрашивают четыре деревянных рокайльных алтаря и амвон.

Костел иезуитов в Гродно строился в соответствии с принципами архитектуры барокко с 1047 г. При реконструкции в 1736 г. «обер-мастер» из польского города Решеля Я. Шмидт, оставаясь барочным архитектором, намечает в атом мощном архитектурном произведении переход к легкости рококо. Одновременно в новой идейно-художественной направленности преобразуется и интерьер костела. Восхищенному взору посетителя предстает целая галерея высокохудожественных монументальных алтарей — главного и кулисных, трактованных в барочно-рокайльном стиле. Многочисленные выступы и углубления, стройные колонны, высоко поднятые на постаменты, статуи и рельефы, богатый пластичный декор создают многочисленные светотеневые эффекты. Художественная система алтарей обретает особую независимость от утилитарной конструктивной структуры. Ансамбль алтарей костела иезуитов в Гродно решен в единой технике имитирующей розовый и голубой мрамор. Эти шедевры декоративно-прикладного искусства украшены золоченой лепниной и резьбой, насыщены волютами и рокайлями, завитками и картушами — набором художественно-выразительных средств искусства рококо.

Гродненские алтари, воплощающие в себе порты как барокко, так и рококо, совмещают принципы и тектоничности и атектоничности. Их мощные колоннады покоятся: па пьедесталах, филенки которых заполнены ажурным рокайльным орнаментом, никоим образом не подчеркивающим тектонический смысл опоры. Легкая ажурная филенка пьедестала колонны — общеевропейский рокайльный прием. Он использован, например, в костеле святых мучеников Яна и Павла в городе Мистек в Чехословакии. Перспективу нефа костела в Дятлово завершает нарядный рокайльный двухъярусный алтарь. Оп возведен па мощном постаменте и завершен интенсивно раскрепованным антаблементом. Ритмику композиции создают пилястры и стройные колонны коринфского ордера. Декор сосредоточен в центре алтаря, где размещено шесть деревянных тонированных скульптур святых в характерных театральных позах, в завершении — горельефная композиция «Троица». Второй ярус набран из пилястр и полуколонн, которые еще более усиливают его декоративно-пластическую насыщенность. Карнизный пояс украшен вазами и картушами. Вверху апсиды лепная композиция с горельефным изображением «Всевидящего ока» в солнечных лучах и клубящихся облаках, населенных ангелочками и херувимами. Небольшие но размерам два боковых алтаря композиционно построены аналогично главному и также покрыты лепным декором и оживлены резной деревянной скульптурой. Нагруженные тяжестью сводов подпружные арки и боковые пилоны костела кажутся: облегченными благодаря не только пластичным боковым алтарям, пои обильной рокайльной лепнине.

Православная церковь также обращается и XVIII в. к новому искусству, привлекая его для пропаганды своего культа. Интерьеры православных храмов приобретают новую пышно-декоративную отделку. Деревянная резь в стиле рококо характерна для интерьера Спасской церкви в Могилеве. Первоначально простые иконостасы, составленные из одних икон с несложными перегородками, превращаются в пластичные композиции с преобладанием резного декора. Иконостас Всесвятской церкви в Гурове был отделан рокайлями и розетками. Здесь ощутимо проявилось декоративное начало, основанное па исконно народном искусстве деревянной резьбы с характерной для нее неисчерпаемостью мотивов узорочья.

Нельзя утверждать, что православная церковь столь же активно, как н католическая, осваивала новый стиль. Здесь скорее можно отметить симбиоз рокайльной орнаментики и традиционно барочных форм — использование мотива виноградной лозы и гроздьев, ажурных витых колонок, тело которых увивает акантовая листва. На художественно-стилевой дуализм в русском культовом зодчестве еще в начале нашего столетия указывал К. Кузьмин при характеристике царских врат Софийского собора в Киеве.

Последовательная   реализация  принципа  пластичности архитектуры осуществлена в 1738-1750 гг. в интерьере Софийского собора в Полоцке И. К. Глаубицем. Пространство храма поражает своей: кажущейся безмерностью. Золото  полихромная лепнина, выполненная  в технике стук ко, огромный алтарь, увенчанный сияющими и пылающими кубками, густо переплетенным орнаментом,- все это сливаясь, превращает интерьер храма в символ торжества искусств. Пожалуй, это единственный сохранившийся и отреставрированный в последние годы памятник зодчества рококо. Много общего и даже идентичного обнаруживается при сравнении алтарей Софийского собора в Полоцке, костелов кармелитов в Могилеве и бериардинок в Слониме. Расположение серии малых алтарей у мощных опорных столбов. Полоцкой Софии фронтом ко входу подчеркивает кулисную многоплановую организацию пространства интерьера. Ритм мощных столбов-опор и одновременно их визуальная облегченность благодаря обильным креповками декоративной усиливают динамичность и пластичность архитектуры интерьера. Этому впечатлению способствует и трехъярусная алтарная преграда, в которой подчеркнут вертикализм, воплощенный ив экстерьере храма.

Его мелкие изломы создают головокружительную рябь и мелькание дробных форм. И везде искрится и блестит позолота, всегда производящая впечатление повышенной живописности и праздничности. В завершении  клубящееся облако с объемно-пластичным изображением Троицы. Скульптура здесь не круглая, а горельефная, как бы «выходящая» из оков архитектурной плоскости. Рокайльный алтарь с трельяжными заплечниками, вазами, криволинейным антаблементом предположительно создан II. Ii. Глаубппем и в часовне Барбары при костеле Йонаса в Больно и. Подобная алтарная преграда возведена в костеле базилиан в Больно. Здесь мы находим такие характерные черты рококо, как просветленность колористической палитры, любовь к нарядным цветовым сочетаниям, прихотливая легкость рисунка.

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Живопись
Изучение рококо