Идеалы рококо



Художественная керамика и стекло

Художественная керамика и стекло

Образцы ткацкого производства середины XVIII в. в силу обстоятельств и особых условий сохранились среди многообразии культового облачения церковь активно осваивала достижения ткацкого производства, особенно его рокайльные орнаментальные композиции, используя декоративное великолепие тканей в литургических одеяниях: епитрахилях, арантах, ризах, долматиках и пр. Ткань для этих целей должна была обладать благородством используемых материалов, богатством и изысканностью орнаментального и колористического решения. В долматике из Преображенского костела в Повой Мыши использована ткань, изготовленная на мануфактуре Л. Тизепгауза в Гродно. Переплетение в технике броню серебряных и золотых нитей создаст мерцающую фактуру ткани. В вертикальные полосы в виде сочетающихся S-образных завитков уложены абстрактные, стилизованные цветы в листья. Орнаментальный рисунок изящно изогнут, динамичен, состоит из чередующихся стилизованных ромашек (излюбленный цветок в орнаментике рококо) и нераспустившихся бутонов. В этой ткани, как и в рокайльном интерьере, сочетаются золотистые и серебристые цвета. Лаконичность такого цветосочетания обогащается тканым рисунком, средствами которого достигается многообразие и пластичность фоновом подосновы. Сказочная цветочная поляна перенесена па набивную бархатную ткань ризы из Троицкой церкви в Старых Песках. Характерно в ней сочетание не чистых, а промежуточных цветов — на серо-охристом и фиолетовом фоне золоти и серебро тканого орнаментального рисунка. И если цветочный орнамент в барочной ткани ярок и насыщен, то в рококо он мягок, топок и изящен, выделяется дополнительными цветами — фисташковым, розовым, желтым, голубым.

Рокайльному влиянию не могло не подвергнуться и кружевное ремесло, воздушные изделия которого по своей легкой и ажурной структуре наиболее созвучны новому искусству, В это время чрезвычайно популярна была мода на французские кружева. Из-за отсутствия экспонатов нет возможности проиллюстрировать этот вид художественно-прикладного творчества белорусских мастеров.

В ткацком искусстве, призванном кроме утилитарных задач играть важную роль в художественном оформлении интерьера, наблюдаются те же характерные черты стиля рококо, что и в других жанрах декоративно-прикладного искусства т. Широкое экспортирование за границу белорусской ткацкой продукции свидетельствовало о се высоком техническом и художественном уровне.

Важное художественно-декоративное значение в рокайльном интерьере придавалось изразцовым печам и каминам. В интимном салоне дворца и усадьбы XVIII в. камин становится изящным атрибутом, вокруг которого собиралось изысканное общество. Печи размещались в полукруглых нишах, чем достигалось смягчение углов прямоугольных помещений. Печи и камины выкладывались глазурованной керамической плиткой, производство которой становится объектом пристрастного художественного творчества.

XVIII столетие — период наиболее интенсивного производства художественной печной керамики на территории Белоруссии. Особенную популярность приобретает продукция мануфактур М. К. Огинского в Телеханах и фабрики Радзивиллов в Свержене. О рокайльной направленности этого типа художественной керамики Белоруссии свидетельствуют сравнение ее узоров с каталогом Мейсенской мануфактуры (Саксония), а также некоторые исследования последнего времени. В результате освоения приемов и форм западноевропейской керамики, влияния восточной культуры и, самое главное, сохранения основных традиций национального «целинного» мастерства белорусская печная керамика приобретает черты самобытности и неповторимости.

Полихромные ночи и камины со скульптурным и орнаментальным рокайльным декором были установлены во дворце и парковом: павильоне «Эрмитаж» в Альбе, во дворце Бжестовских в Михалишках. Известную загадку для исследователей представляет происхождение одной из печей в усадьбе Жомыславль. Ее керамические плитки расписаны каждая индивидуально на сюжеты басен и обрамлены S-образными завитками-бордюрами. Есть мемуарные свидетельства, что эта печь была привезена из Франции. В этой связи следует отмстить, что популярным источником формообразования печей являлся альбом проектов известного французского художника Н. Пипо 1725 г. В частности, среди них имелись проекты печей, предназначенные для Петергофа, что свидетельствует о влиянии французского декоративно-прикладного искусства на восточноевропейское. Рокайльный камин, сохранившийся в усадьбе Присека Старая в Польше, дает представление о характере проявления стиля в керамике. Воплощением легкости, пластичности и изысканности может служить рокайльная печь во дворце Мирбаха в Братиславе. О характере печной керамики, которая производилась в Белоруссии в XVIII в., можно судить по рокайльной ретроспекции, вспыхнувшей здесь в XIX в. Квадратные кафельные плитки из экспозиции Государственного музея БССР, которые датируются этим временем, имеют характерный рокайльный рисунок и бело-золотистый колорит. Экспонаты аналогичной художественно-стилевой трактовки находятся в Заславльском историко-археологичёском заповеднике. Стилизованные рокайльиые фронтоны завершают кафельные печи начала XX в. в здании бывшей гимназии в Мстиславле и усадьбе Свирь.

В общей композиции камина его верхняя мраморная полка превращалась в место своеобразной экспозиции предметов декоративно-прикладного искусства, удвоенных отражением расположенного над камином зеркала. На мраморной полке устанавливались специально наготовленные часы, а по бокам — канделябры, вазы и другие аксессуары дворца  убранства. Зеркала помещали и по сторонам камина, что позволило в уютной обстановке в сумрачный вечер у разведенного очага видеть отражение иллюзорно расширенного пространства интерьера, созерцать блики и мерцающий свет огня в камине, свечой, блеск хрустальных подвесок, жирандолей, бра. Огонь, как и пламенеющий золотистый орнаментальный декор, погружал человека в мир пестрых видений, интимных переживаний, философской задумчивости.

Когда в камине не горел огонь, его закопченную нишу прикрывали экраном, который, как и все элементы интерьера, являлся своеобразным произведением искусства. Обычно экран представлял собой переносную с позолоченным остовом ширму, выгнутую по формату каминной пиши и украшенную узорным плетением или художественной росписью по шелку. Обрамление каминного экрана наподобие зеркал и картин выполнялось в виде вычурно изогнутой столярной рамы с изобилием позолоченной резьбы или гипсовой лепнины. Сюжет росписи ограничивался пасторальными сценками, изображением шаловливых пут, музыкальных инструментов, охотничьих трофеев или композиций из цветов.

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Живопись
Изучение рококо