Идеалы рококо



Монументальная и декоративная живопись, иконография

Монументальная и декоративная живопись, иконография

Искусство рококо со псом своим художественный артистизмом и многообразном нашло отражение в монументальной культовой живописи. Она была признана дразнящей иллюзией расширить пространство интерьера, создать впечатление декоративности архитектуры. Эта художественная задача великолепно и в совершенстве решена средствами фресковой росписи в костелах кармелитов в Могилеве, иезуитов в Несвиже — шедеврах монументальной живописи Белоруссии XVIII в. Здесь живопись выполняет ту же задачу, что и скульптура в Ларетаиской капелле костела бернардинцев в Гродно. Архитектору рококо мало заменить плоский потолок чудовищным сводом. Оп стремится к созданию небесного свода и его еще большему расширению за счет устремленной в небесную бесконечность фресковой архитектуры, струящихся облаков и парящих среди них ангелов.

Небольшое количество сохранившихся росписей XVIII в. все же дает основу для характеристики рокайльной фресковой живописи Белоруссии. Как и весь декор культового интерьера, фресковая живопись была призвана маскировать конструктивное начало архитектуры, поэтому доминирующее значение обретает ее декоративная сторона. Научно-теоретическое определение стиля рококо позволяет отнести к нему фресковую роспись монастыря кармелитов в Болыничах, выполненную в 1761 г. художником Иосифом с учениками-помощниками Прозором и Щульцем. Настенные картины насыщены феерией переплетающихся завитков, драпировок, облаков, библейских персонажей, фресковые панно лестничной клетки обрамлены рогаликами и S-образными завитками. Вся же свободная от орнаментики плоскость покрыта живописью на библейские сюжеты («Крестный ход на Голгофу» и др.).

Фресковые росписи в костеле кармелитов в Мстиславле имеют характерное для рококо композиционное и колористическое решение. В результате были изменены форма крыши, декор главного фасада, завершения его башен. Но основной переделке подвергся интерьер костела. Стремлению его архитектурных барочных форм потрясти воображение зрителя была противопоставлена рокайльная развлекательность и легкость нового фрескового декора. Стены, своды, окопные откосы покрыты фресковыми картинами светло-коричневых, голубых и розовых тонов.

Живописью покрыты своды нефов и верхняя часть боковых стен. Композиция фресок основана на перспективном раскрытии иллюзорных архитектурных кулис в облачные дали, в неизмеримых красотах которых теряются взгляд п мысль. Па фоне небесного свода разворачиваются библейские действа. На всем протяжении цилиндрического свода от алтаря до хоров разворачиваются три сюжета фресковой росписи: «Преображение», «Вручение ключей Петру», «Вознесение Марии», многочисленные изображения евангелистов с символами, аллегорий Веры, Надежды, Любви, канонизированных деятелей церкви Климента, Иеронима, Августина. На (годах боковых нефов цикл главных фресок продолжен изображениями сюжетов «Спас нерукотворный», «Святой Себастьян», «Грешница и дьявол», «Жертва Авраама» и др. Для стиля рококо характерно введение в эту канонизированную церковную элиту представителей светской аристократии, присутствующих здесь в качестве зрителей па иллюзорно выписанных балконах, а также украшение культовых картин светской геральдикой. Фресковые картины па сводах нефов костела кармелитов в Могилеве с их головокружительными бездонными пространствами, безудержной динамикой иллюзорных архитектурных форм, миражом с вето воздушны х эффектов и прозрачных красок, остротой и неожиданностью ракурсов следует отнести к лучшим произведениям монументально-декоративной живописи Белоруссии XVIII в. Кроме иллюзорного расширения и углубления реального пространства художник-монументалист превосходно связывает живописные композиции с архитектурой интерьера. Расположенные на стенах нефа фрески «Воскресение Лазаря», «Чудо св. Терезы», «Крещение» н ряд исторических сцен обрамлены рокайльными рамами, выполненными также средствами фресковой росписи. В росписях центрального нефа поданы сложные архитектурные формы: карнизы, беседки, волюты, вазы, величественная арка, в  пролете  которой изображено вручение Христом ключей Петру. Искусство иллюзорности этих фресок настолько высоко, что сложно провести грань между архитектурой и ее живописным продолжением.

В технике фрески выполнен иллюзорный алтарь в часовне костела Марии в Вишнево. Рокайльная рама в виде двух С-образных, обращенных друг к другу завитков обрамляет фресковый иллюзорный в своде Королевской часовни костела капуцинов в Варшаве (худож. Я. И. Яух, 1736). В проем врываются и «зависают» там два ангела, окруженные россыпями цветов, клубящихся облаков.

Представитель искусства рококо в Белоруссии архитектор И. К. Глаубиц в 1765-1770 гг. оформил в новом стиле интерьер Крестовоздвиженского костела в Лиде. Стены нефов, своды и арки покрыты фресковой орнаментикой, расчленены вертикально вытянутыми ленточными панелями. Впечатление невесомости, парящей легкости падалтарного свода создает роспись распалубок с изображением библейских персонажей, сцен из священного писания, исполненных в красно-коричневой гамме. Фрески обрамлены кружевными оборками из рокайльных завитков, сплетающихся ветвей. Прямота линий вытеснена здесь кривизной. Свободные от фресок плоскости стен заполнены небольшими медальонами в овальных рокайльных обрамлениях. Здесь явно ощущается тяготение нового стиля к камерным, эскизным формам художественного декора.

Стиль рококо в искусстве фрескового декора проявился в оформлении интерьера костела иезуитов в Несвиже. Рокайльный декоративный убор внутреннее пространство храма с величественно опущенным на мощные столбы барочным сводим получило   в период его реставрации архитектором О. Крнгером после пожара в середине XVIII в.

Мраморные алтари Иисуса и св. Марии в крыльях трансепта украшены скульптурой, главный алтарь картиной «Тайная вечеря» (1753). Живописные плафоны вызывают впечатление бесконечности, глубинности внутреннего пространства храма. Иллюзорные прорывы плафонов, на которых господствуют в перспективном сокращении архитектурные фантазии, как бы продолжают степы вверх, раскрывая пространство храма в «небесный свод» с парящими на нем ангелами и божествами. Интерьер переполнен светом, который льется в огромные окна и проемы над купольного барабана. Искусство рококо акцентирует как главную доминанту интерьера центральный алтарь, богато украшенный скульптурой.

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Живопись
Изучение рококо