Идеалы рококо



Ленные рокайльные алтари

Ленные рокайльные алтари

Главный алтарь костела бернардинцев в Слониме аналогичен алтарю костела кармелитов в Пшемысле в Польше. Ом имеет двухъярусное построение с колоннадой и сочно выступающими пилястрами коринфского ордера, кружевом лепки, фигурным щипцом. Колонны и пилястры не одиночны, а собраны в пучки, не являются только декором, а несут важную композиционную нагрузку — акцентируют и освобождают центральную алтарную картину «Троица новозаветная» в окружении многочисленных головок ангелов и херувимов. По сторонам тонко профилированного антаблемента в беспечной беззаботности возлегают алебастровые скульптуры ангелов. Динамичная разработка центрального алтаря повторяется в боковых, аналогичных по композиции. Мягкие и плавные ракурсы скульптурных изваяний, множество пастельно раскрашенных и позолоченных орнаментальных деталей, выхваченных потоками падающего из высокоподнятых окон света, создают впечатляющее зрелище. Многократно изломанный и крепованный меж ярусный карниз алтаря исчезает в срединной части, которая завершена сложно профилированным лепным фронтоном и Глорией в конхе апсиды. Убранство второго яруса насыщено декоративной лепниной. И завершении пластической композиции — столь характерное для рококо «Всевидящее око» в окружении стаффажа, выполненного в лепном стукковом горельефе.

В боковых алтарях вместо колонн — сдвоенные, выступающие углом пилястры с позолоченными ленными капителями коринфского ордера с орнаментальным лепным узором. Их многоярусное фигурное завершение насыщено орнаментальными завитками, картушами, медальонами с ангелочками. Весь этот одновременно архитектонический и декоративный ансамбль яркое воплощение возможностей искусства рококо.

Изогнутый и несомый четырьмя колоннами антаблемент центрального алтаря Крестовоздвиженского костела в Лиде фланкируют помещенные на витые волюты декоративные вазы и пухлые ангелочки. Алтарная картина «Распятие» обрамлена и рокайльную фигурную раму с букетом резных орнаментальных сплетений в завершении. Ряд архитектурных элементов выполнен фресковой росписью, имитирующей серо-голубой мрамор. Алтарь завершают лепные уплощенные облака, ореолом обрамляющие люкарну, из которой в полу мрачное алтарное пространство врывается живой световой, поток. Обрамление светового проема лучами дает визуальный эффект объединения врывающегося естественного света и лепных лучей солнца.

Он использован в завершении главного алтаря Софийского собора в Полоцке, в решении апсид костелов Михайловского в Белогруде. Успения богородицы в Дятлово, базилиан в Василишках, доминиканцев в Столбцах. Использование световых аффектов и в без того богатой архитектуре алтарей содействовало впечатлению их пространственной объемности.

Ярусы расчленены тонко профилированными раскрепованными антаблементами, фланкированы колоннами, капители которых служат основанием для игривых ангелов. Завершают алтари скульптурные композиции, фланкированные пламенеющими рокайльными «кострами». Конструкция алтарей утратила свойство камня и приобрела качества нового мягкого и пластичного материала, буйствующего в изогнутых, переплетающихся формах. Основным лейтмотивом орнаментально-пластической композиции являются бесчисленные раскреповки, завитки; мелкие, ювелирно отточенные формы превращали их в пластичные орнаментальные клубки с затейливой узорчатостью, неповторимыми Скульптурными построениями. Размах и обилие скульптурного и ленного декора контрастирует с лаконичностью архитектурных плоскостей интерьера костела.

Ленные рокайльные алтари украшают интерьер костела Марии в Вишнево (1637-1641), перестроенного в стиле рококо в 1777 г. Рокайльный декор алтарей костела базилиан в Василишках переносится и на элементы архитектурной пластики интерьера — угловые пилястры, антаблементы. Аналогичные по композиции и художественно-декоративному решению алтари созданы в середине XVIII в. для кальвинского сбора в Жодишках.

Наиболее характерным для рококо в главном алтаре костела кармелитов в Мстислав л с явилось расположение в центр гербового знака фундатора. Возвышение своей личности более чем божества — еще одно свидетельство внедрения светскою мировоззрения в культовую теологию XVIII в.

Искусство рококо проявилось в художественно-декоративном оформлении алтарей костелов бернардинцев в Друе (архит. А. Паракко, 1765), Троицкого в Глубоком, Крестовоздвиженского в Выстрице, иезуитов в Несвиже, Преображенского в Новой Мыши, доминиканской церкви в Ли шкиве в Литве (1704-1741). К ним можно отнести характеристику, данную архитектором А. Карчевскнм главному алтарю костела базилиан в Порезкечье: «Главный алтарь разорван, выгнут и собран в складки, раскрывая все богатство, темперамент и сложность рокайльных форм».

Характеризуя костельные алтари стиля рококо, необходимо отметить их неудержимое стремление выйти из ограниченных пределов апсиды, перенести «взъерошенный» щит на своды и копху. Этот прием использован почти во всех рокайльных алтарях, в чем своеобразно проявился принцип единения архитектуры и декоративного искусства.

Искусство рококо щедро проявилось и в трактовке алтарей сельских католических храмов. В костеле деревни Околово (1798) они были написаны на полотне, нанесенном на стены алтарного объема. Зрителю были представлены объемно выписанные алтари с колоннами, изощренно выгнутыми антаблементами, оснащенными вазами, рокайльными картушами, изображениями апостолов, лепным витиеватым орнаментом.

Замечательным произведением декоративно-прикладного искусства является деревянная алтарная ограда костела францисканцев в Гродно. Такой чисто будуарный элемент меблировки, как трельяжная ширма, заимствован из светского дворцового интерьера. Плавно изогнутые ажурные деревянные перегородки как бы: отделяют не сакристии, а интимные уютные дворцовые будуары. Характерно и их колористическое решение: основной бежевый фон, позолота резьбы, белые обломы и скульптурные бюсты. Новым и оригинальным здесь является использование приема контражура — сетчатое сплетение и весь декор «работают» на просвет и за счет светового контраста приобретают четкое графическое звучание. Установленные на перегородках бюсты носят светский характер. Подобные скульптурные бюсты на рокайльных консолях можно видеть также в библиотеке дворца Сан-Суси под Потсдамом.

В рокайльной экспрессивности начинают выполняться иконостасы и православных церквей. В характерном для украинского искусства «мясистом» рококо в середине XVIII в. был выполнен деревянный резной боковой иконостас Софийского собора в Киеве. Здесь и измельчено- профилированный, и крепованный остроугольный карниз с установленными на нем рокайльными вазами и сложная комбинация С- и S-образных завитков, гирлянд, раковин, и овальные медальоны, и капители-букеты рифленых пилястр. Вогнуто-выпуклую многоплановую плоскость обрел иконостас церкви в д. Старая Водолага Харьковской губернии.

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Живопись
Изучение рококо