Идеалы рококо



Художественные ткани и гобелены

Художественные ткани и гобелены

Мебель расставлялась в залах небольшими группами, образуя своего рода «центры притяжения». Каждая такая группа, обычно состоящая из стола, дивана, нескольких стульев и кресел, задумывалась как единый художественно-декоративный ансамбль. В рококо слово «мебель» перестает отвечать своему извечному смыслу (по-латински mobill — подвижный). Рокайльную мебель нельзя было переместить, не нарушив общей гармонии конкретного интерьера, для которого она создавалась. А некоторые виды мебели  (стол-кон-соль, например) буквально были решены цельно со стеной. Роль мебели в интерьере, ее место определялись архитекторами — авторами здания и декорировки интерьеров.

Основным приемом объединения мебели с отделкой интерьера являлась ее расстановка соответственно филенкам и панелям стен, соединение всего в единую орнаментально-декоративную композицию. Например, о зеркальной рамой обязательно объединялся консольный столик с бронзовыми или фарфоровыми часами, вазами и статуэтками. Элегантная, легкая, отделанная дорогими, изысканными по цвету и рисунку набивными и шелковыми тканями (адамаск, брокат, лампас) мебель благодаря специально подобранному цвету и единству рисунка обивочного материала прекрасно гармонировала со всеми компонентами интерьера. Мебель не только имела свое утилитарное назначение, ее формы декоративно насыщали интерьер, вливаясь в его текучие орнаментальные ли пни.

Неотъемлемым атрибутом аристократического салона становятся музыкальные инструменты. Не только в величественных костельных нефах, но и в уютных дворцовых салонах появляются миниатюрные домашние органы (так называемые позитивы). Внешний облик такого инструмента был созвучен оформлению интерьера, особенно мебели.

В стиле мебели решались и кареты, которые также покрывались трельяжной сеткой, ламбрекенами. Запряженные в них парадные лошади увивались кудрями на гривах и хвостах, украшались перьями. Каретные мастерские имелись и в Белоруссии. В Гродно и Белостоке кареты оформлялись лаковой кожей с жемчужным и позолоченным орнаментом 1,3

Широкая «рокайльная» ретроспекция впоследствии дважды проявилась в мебельном производстве второй половине XIX в. и в наше время (кабинетный гарнитур «Филипп», Югославия). В России рокайльная мебель производилась в 40-х годах XIX в. и вновь возрождается в первые десятилетия нашего столетия. Иллюстрацией этой ретроспективной тенденции в Белоруссии являются зеркала, которые в настоящее время украшают вестибюль театра им. Я. Купалы в Минске. В них плавная текучесть резных линий в стиле модерн основана на популярной в рококо трельяжной сетке, гирляндах цветов, С-образных завитках.

Искусство мебели — неотъемлемый атрибут рококо, не менее живописи и архитектуры утверждающий его стилевую самостоятельность. «Взрыв» искусства краснодеревщиков был вызван крупным социальным заказом аристократии, окружившей свой пышный быт столь обширным количеством салонов и будуаров, обстановка и оформление которых превратились в главную цель прикладного искусства. Это дало мебельщикам неограниченную самостоятельность и независимость в проявлении своей неуемной творческой фантазии. Высокие художественные качества их произведений — еще одно свидетельство того, что лишь свобода художественного творчества дает наиболее плодотворные результаты, остающиеся вечными памятниками эпох и цивилизаций.

Многообразная и живая орнаментика рококо нашла широкое применение в ткачестве. В XVJII в. в Белоруссии художественные ткани и гобелены производились на основанных князьями Радзивиллами мануфактурах в Мире, Несвиже, Альбе, Слуцке и Кореличах, на Гродненских королевских мануфактурах А. Тизепгауза. Адамасковую ткань выпускали мануфактуры Сапегов в Ружанах и Деречине. В Осташине действовала гобеленовая мануфактура Булгаков, в Краславе — фабрика каберцев Плятора.

На ткацких мануфактурах России в это время также господствовали французы. При Петре I из Франции заимствуется шпалерная технология, для чего были приглашены знаменитый французский архитектор Ж. Б. А. Леблон несколько французских ткачей, среди них два представителя знаменитой семьи Бехатель, которым надлежало основать ткацкую мануфактуру в Петербурге, где в 1717-1720 гг. было налажено производство шпалер.

Несомненно, первенство в производстве рокайльных гобеленов принадлежало Франции. Многие немецкие гобелены выполнялись по картинам крупнейших представителей искусства рококо Ф. Буше, А. Ватто, Н. Лайкре. Сюжеты и композиции альбипских шпалер были заимствованы из картин художников А. лап Вестерфельда, Долг. Бене, де Воза и др. При дворе Радзивнллов в Несвиже работал французский художник Я. Пиллемепт, выполнявший эскизы для тканых панелей кабинета Ст. А. Нопятовского в Королевском замке в Варшаве. Тканые художественные картины из топкого атласа с арабесковым орнаментальным рисунком украшали степы дворца и павильона «Голландская ферма» в дворцово-усадебном комплексе к Альбе, а также интерьеры дворца в Лахве.

Несмотря на несвойственную рококо историческую сюжетную тематику, обрамление (бордюр) этих шпалер свидетельствует о принадлежности их к стилю эпохи. Общность с французскими шпалерами прослеживается и в композиционно-сюжетном построении. Более полно рокайльная тематика воплощена в серии шпалер, исполненных па Слонимской мануфактуре М. К. Огинекого. Па них были изображены расположенные в арочном обрамлении и на фоне трельяжей увитые гирляндами цветов и окруженные амурами скульптуры («Флейтист», «Вакханка»). В декоре дворцовых салонов шпалеры вместе с зеркалами выполняли роль своеобразных кулис, визуально расширяющих реальное пространство интерьера. Изображенные на них виды как бы растворяли стены апартаментов, наполняя их воздухом и иллюзорной пространственностью.

В гобеленовой обивке господствует легкий по рисунку растительный орнамент, сплетающийся в вертикальные извилистые линии со свободно разбросанными корзинами цветов, гармоничными и прозрачными но цвету, радостными и звонкими по топу ветками и букетами. Орнаментальная растительность дворцовых гобеленов, их вьющаяся зелень, россыпи цветов вступают в органичную связь со всей системой архитектурно-декоративного убранства рокайльного интерьера. В художественном решении гобеленовых тканей белорусских мануфактур превалировал легкий и изящный, нежный и светлый но гамме совершенно новый текстильный узор на основе его орнаментики ажурная растительная вязь S-образной формы и трельяжная сетка. В композиционном и тематическом построении преобладает удлиненный утонченный стебель, плавно-прихотливые изгибы которого ритмически организуют канву тканого полотна. В сочетании и единстве с золоченой резьбой и лепниной находится и орнаментальная художественная вышивка шпале, исполненная серебряной и золотом нитью. Контуры-бордюры этих произведений высокого ткацкого мастерства обычно забраны рокайль ной орнаментикой.

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Живопись
Изучение рококо