Идеалы рококо



Патриархи и пророки

Патриархи и пророкиТой же силой, но более постижимой, обладают великие пророки и патриархи, восседающие в отдельных нишах под обнаженными атлетами. Одна из известнейших сивилл — греческих и римских пророчиц — Кумекая, которая в «Энеиде» Вергилия наставляла Энея, отправившегося в подземный мир. Микеланджело, широко образованный мыслитель и поэт, видел в Боге «лед и пламя» — устрашающее божество, царственное в своей суровой чистоте. Пророки и патриархи, которым божественное призвание позволяет прозреть скрытый лик Бога, обладают необходимым для этого величием духа.

Эритрейская сивилла склонилась над книгой. Художник не стремился изобразить сивилл в соответствующих их историческому времени одеяниях или пересказать легенды о них, которые содержатся у классических авторов.

Главной целью стало воплощение их ценности для человечества и изначальной духовной просвещенности. Сокровенный смысл величия (а не отеческой сущности) Бога открывается перед нами в предупреждающем «Страшном Суде». Это последний суд Микеланджело над миром, который он признал безнадежно развращенным, в сущности, еретический приговор, хотя в то время считавшийся глубоко ортодоксальным.

Христос-судья напоминает гигантского мстительного Аполлона; трагическое отчаяние художника придает силу этому устрашающему произведению. Микеланджело изображает на Страшном Суде и себя — в виде содранной кожи, пустой оболочки мертвого тела.

Подобно Эритрейской сивилле, величаво бесстрастен героический Адам в «Сотворении Адама», бессильно протягивающий вялую руку к Создателю, равнодушный к грядущим жизненным страданиям.

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Живопись
Изучение рококо