Идеалы рококо



Поздние произведения Рафаэля

Поздние произведения РафаэляРафаэль много раз возвращался к теме Мадонны с Младенцем, каждый раз создавая лирическую, полную гармонии композицию. Однако в «Мадонне Альба» Мария, при всей обязательной у Рафаэля нежности, обладает внутренней силой; сосредоточенное лицо выражает необычайно глубокие чувства. Композиция изумительно вписана в тон-до. С обеих сторон простирается мир, центром которого являются три фигуры.

Контур, плавно обтекающий эту группу до складки плаща, прикрывающего Марии, и далее, очерчивая склоненную влево фигуру Мадонны, полностью раскрывает тайный смысл композиции: любовь — это круговорот, ее отдают и получают в ответ. Рафаэль прожил короткую жизнь, но вся она была жизнью гения, постоянно растущего и развивавшегося. Он обладал поразительной способностью использовать в своих работах каждое новшество в мире искусства.

Поскольку Вазари назвал заказанную Биндо Альтовити картину «его портретом в юности», историки охотно решили, что это изображение юноши было автопортретом самого Рафаэля. В самом деле, широко известно, что Рафаэль был на редкость красивым человеком — задумчивым, светловолосым, точно как юноша на этом портрете. Но теперь уже установлено, что это молодой Биндо, которому в то время было 22 года (а вот Рафаэлю исполнилось уже 33 года и жить ему оставалось всего пять лет). И это не «воображаемый», а настоящий юноша, задумчиво позирующий художнику.

Рафаэль — один из самых проницательных портретистов — без всяких усилий проникает под защитную броню модели. Тем не менее, он всегда любезно исполняет желание тех, кого он портретирует, и дает им возможность выглядеть именно так, как они предпочитают. Подобная двойственность — умение заглянуть внутрь при полном уважении к желанию заказчика — наделяет все его портреты добавочным смыслом.

Мы не только видим, но и понимаем то, что не видно глазу. Художник помогает зрителю не столько оценивать, сколько улавливать. Биндо Альтовити — красивый, преуспевающий и богатый банкир, внешне довольно похожий на Рафаэля.

Возможно, в портрете отражены какие-то дружеские отношения между ними; благородное лицо, написанное с чувственным реализмом, наполовину скрыто в тени, как бы позволяя модели сохранить свою тайну. Впечатление от полных чувственных губ смягчают глубоко посаженые глаза с прямым, почти вызывающим взглядом. Кружевная рубаха чуть заметна под намеренно небрежными локонами, модная пышность волос подчеркнута скромным беретом и богатым, но простым камзолом.

Молодой человек драматически прижимает к груди едва различимую в тени руку, демонстрируя кольцо. Но Рафаэль поместил юношу не в реальный мир, а в светящуюся зелень вечной, неподвластной времени юности. Биндо Альтовити бессмертен, ибо рука художника спасла его от безвестности человеческих судеб.

Рафаэль ныне вышел из моды, в наш неряшливый век его произведения кажутся чересчур идеальными, слишком безупречными. Но великие образы человеческой красоты вечно будут нас волновать.

Ватиканские фрески Рафаэля могут бесстрашно соперничать с росписью Сикстинской капеллы. Монументальная «Афинская школа», обессмертившая великих философов, отмечена классическим изяществом.

Колоссальное влияние Рафаэля на последующие поколения художников тем более впечатляет, что жизнь его была так коротка.

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Живопись
Изучение рококо