Идеалы рококо



Холодный взгляд Бронзино

Холодный взгляд БронзиноПонтормо был учителем и почти приемным отцом блистательного живописца Аньоло Бронзино (1503-72), но когда решил удалиться от мира, то отказался встречаться с ним. Возможно, религиозный фанатик Понтормо улавливал в произведениях своего подопечного возмутительный подтекст. В придворных кругах его творчество пользовалось популярностью, а его резкие застывшие портреты вызывали восхищение. Элеонора Толедская предстает на портрете в роскошном наряде, расшитом дорогим жемчугом, но с мрачным и недовольным лицом. Аллегорическую композицию «Венера, Купидон, Каприз и Время» заказал Бронзино правитель Флоренции Козимо I Медичи, желая поднести картину в подарок французскому королю Франциску I. По описанию Вазари, это многоплановая аллегория чувственного наслаждения и разнообразных связанных с ним опасностей.

Видели здесь и намек на такое извращение, как инцест. А в 1986 г. один врач предложил весьма убедительное толкование, утверждая, что речь в аллегории идет о сифилисе. Искаженное страданием лицо скорчившейся фигуры слева убедительно демонстрирует клинические симптомы болезни и пару побочных последствий лечения, применявшегося в XVI веке.

В таком случае аллегория разоблачает связь порочной любви с Обманом, который несет пчелиные соты. Ребенок, олицетворение обманутых жертв, жаждет получить удовольствие.

Сифилис — результат неразборчивости и распущенности. Время сдергивает с недуга синее покрывало, демонстрируя истину, скрытую от Венеры и Купидона.

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Живопись
Изучение рококо