Идеалы рококо



Движение объемно-пространственной композиции

Движение объемно-пространственной композиции

Движение объемно-пространственной композиции нарастает последовательно от струящихся вверх пилястр, несущих раскрепованный антаблемент, к скульптурным фигурам на скатах и вершинах фронтонов. Скульптура выступает здесь как неотъемлемая часть архитектуры, подчиненная се приоритету. Вместе с тем тектонические скульптуры атлантов и кариатид, несущих карнизы дворцов Сан-Суси в Потсдаме, Э. И. Биро-на в Рундаде, Большого Екатерининского дворца в Царском Селе, в дворцово-усадебном строительстве Белоруссии первой половины — середины XVIII в. не встречаются.

Зодчие рококо изобретательно подходят к колористической подаче архитектурной постройки. Новый замок в Гродно отличался яркой полихромностъю — сочетание интенсивно-красной черепичной крыши и насыщенно зеленого колера фасадов с орнаментально-белесыми всплесками в их композиционных центрах. По аналогии с Новым замком красная черепичная крыша в сочетании с зеленым фоном стен, на которых выделялись побеленные элементы архитектурной пластики, составляла живописную палитру экстерьера дворца А. Тизепгауза в Гродно. Смелое сочетание цвета и позолоты практикуют и русские архитекторы этого времени (Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, Зимний дворец в Петербурге).

Возросшие требования комфорта и удобств не могли не отразиться на планировке дворцов и усадебных домов, на их внутренней организации, более свободной, приспособленной дли светской жизни, на распределении и конфигурации помещений. На смену величию и крупномасштабности барочных залов приходят небольшие уютные покои, предназначенные для доверительной беседы, интимных застолий, камерного концерта. Еще более уютными и жилыми их делало снижение потолков и увеличение площади окопных проемов. Набор жилых покоев значительно расширяется, дифференцируется па парадную гостиную, собственно жилую комнату, спальню, гардероб, кофейную и пр. Такая градация помещений соответствовала господствующей во Франции планировке дворцовых резиденций, узаконенной еще теоретиком европейской архитектуры французом Ж. Ф. Блопделем в 1737 г.59 С преобладающим набором личных апартаментов был возведен дворец Сан-Суси в Потсдаме — эталон планировочной организации дворцов европейской аристократии.

Парадная группа дворцовых апартаментов сохраняет барочную анфиладную взаимосвязь, позволяющую раскрыть перед посетителем ряд разнообразно оформленных интерьеров. В планировке Нового замка в Гродно на продольной планировочной оси последовательно расположены обширный вестибюль, парадный зал, капелла. Перспективная устремленность пространства сменяющих друг друга интерьеров, их стремление к визуальной бесконечности — планировочный принцип архитектуры рококо. При возведении дворца архитектор отказался от принятого в барокко симметрично-осевого расположения помещений — чередование апартаментов обусловливалось соображениями выгоды и удобства. Особой пышностью рокайльный отделки выделялись Сенаторский круглый залы.

Центральное место в анфиладной планировке дворца Н. Радзивилла в Дятлово отводилось парадному залу, широко раскрытому в парк и на расположенный поблизости пруд. Просторная двух маршевая лестница превращается в важный акцент интерьера дворца и получает репрезентативную художественную отделку — обрамление большой аркадой.

Условии аристократического быта требовали большого количества новых уютно-интимных разнообразных помещении. В перечень комнат начинают включать салопы, концертные комнаты, небольшие, иногда выносимые в отдельные парковые павильоны танцевальные валы, выставочные галереи (кунсткамеры), библиотеки, туалетные комнаты, будуары, спальни, кабинеты и пр. Соседство со спальней парадных и деловых помещений — дань западноевропейской придворной моде и этикету, в соответствии с которым интимная и официальная жизнь аристократии утратила ощутимую грань. Курьезом эпохи является возведение спальни в ранг важнейшего помещения дворцовой анфилады. Парадные спальни по западноевропейскому примеру приближаются к центральным залам и кабинетам: как и в них, здесь принимались посетители. Отделке спален архитекторы уделяют не меньшее внимание, чем парадному залу. Опочивальню предваряют будуары, кабинеты. В XVIII в. слово «cabinel» означало не только комнату для деловых занятий, но и музей, в котором сосредоточивались личные коллекции. Своеобразные аристократические кунсткамеры преследовали не столько культурно эстетические познавательные цели, сколько отвечали стремлению к репрезентативности. Типичен в рокайльном планировочном решении помещичьих усадеб и небольшой концертно-танцевальный зал с антресолями для оркестра (дворец Т. Огинского в Гануте).

Антресольный этаж — тоже открытие рококо, связанное с необходимостью устройства интимных, помещений для уединения (диванные, кофейные, курительные). Наличие антресольного этажа давало возможность высвободить парадную анфиладу от жилых покоев. В организацию жилищного пространства рококо привносит новый тип помещений — углубленный альков. При парадных залах создаются интимные кулуары, предназначенные для уединения, краткосрочного рандеву. Особенно широко этот тип помещений был распространен при дворцах европейских королей.

Разнообразием наделенных версальской пышностью апартаментов выделялся Слонимский дворец М. К. Огинского. Характерным для дворцового быта этого времени был набор помещений во дворце в Альбе, уютных и интимных по своему предназначению: жилые покои, альковы, гардеробы, приемные, кабинеты. В центре дворца на втором этаже размещался двухсветный бальный зал. От главного вестибюля и парадного зала «разбегались» анфилады: комнат. Иллюзорная глубина анфилад создавала впечатление бесконечности внутреннего пространства дворца.

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Живопись
Изучение рококо